Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 07:57

Авторский сайт Филимон Ирины Петровны

Меню сайта
Категории раздела
Внеклассная работа [3]
Методическая работа [5]
Творческие работы учащихся [4]

Каталог файлов

Главная » Файлы » Внеклассная работа

Работа с родителями
19.08.2015, 01:28

Из опыта работы с родителями в начальной школе

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   Именно в семье ребенок получает все исходные жизненные установки. Всё, заложенное в детстве, прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться. Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребенка.

С момента, когда ребёнок поступает в школу, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между учителем, обучающимися и их родителями зависят достижения в обучении, воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей.

Родители должны стать нашими лучшими помощниками, союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса. Вся учебно-воспитательная деятельность не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Очень важно уже с первого года обучения ребенка в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической,последовательно организованной работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

Ведь нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться в работе с родителями по воспитанию детей.

Помня, что от характера наших взаимоотношений зависит успех детей в обучении, одной из первых задач ставлю создание творческого дружного коллектива не только детей, но и их родителей.

Формы работы разнообразные:коллективные:  собрания,

конференции,

родительский лекторий,

совместные праздники,

совместные походы,

творческие дела;

тематические консультации,

игровые конкурсы;

диагностика;

индивидуальные:  посещение семей,

консультации,

беседы по душам.

Индивидуальную работу начинаю с посещения семей с целью знакомства. Обычно это происходит за чашкой чая на кухне в привычной для хозяев обстановке.

В беседе выясняю, каковы:

  • особенности здоровья ребёнка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

А также, каковы взаимоотношения в семье между родителями и детьми, между детьми. Кто больше влияет на ребенка, кто ему больше помогает. Потому что не каждый член семьи должен просить показать тетради,поделки. Конечно, хорошо, если этим будут интересоваться все. Но осуществлять контроль обязательно должен кто-то один. Здесь же договариваемся о том, чтобы вести одну линию воспитания. В результате таких встреч больше узнаём друг о друге, поэтому лучше понимаем друг друга.

Естественно, разговор начинается с хорошего, затем говорим о недостатках ребенка и как их можно устранить совместными усилиями.

Кстати, очень хорошо отношения ребенка и родителей отражаются в детских рисунках. По характеру изображения фигур членов семьи можно судить о климате в семье. (Рисунок).

Если в семье отец злоупотребляет алкоголем, такого человека стараюсь привлечь к работе в классе.

В прошлом выпуске удалось хорошо организовать работу отцов. Папы были частыми посетителями родительских собраний. Без них не обходился ни один поход, ни одно серьезное дело. Ремонт в кабинете делали папы. А какие праздники они устраивали! «Поле чудес», «Угадай мелодию», шашлыки, уха – это всё папы.

Часто проводим праздники с чаепитием. Совместные праздники сближают родителей и детей. Родители видят своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, подмечают хорошие и плохие стороны его поведения. Лучше начинают понимать учителя во время беседы о воспитании.

Почему с чаепитием? Мы знаем, что вода хорошо проводит информацию: как хорошую, так и плохую. Когда пьешь воду (чай, напитки, соки) надо стараться меньше говорить о плохом, чтобы оно не вернулось к тебе с водой или чаем.

Эффективным подходом является проведение  анкетирования родителей. Анализ анкет так же позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы класса, активными участниками которых станут и дети. Готовлюсь тщательно, с участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Общеизвестной формой работы с родителями являются родительские собрания. Методика проведения родительского собрания перекликается с методикой проведения урока. У него должны быть свои четко определенные темы, цели и задачи, оборудование и формы проведения.

Темы собраний должны планироваться на 4 года обучения в начальной школе.

Виды родительских собраний:

  • Организационное собрание (составление и утверждение планов работы; избрание родительского комитета; распределение общественных поручений; разработка мероприятий с участием родителей;
  • Родительский лекторий.
  • Тематическое собрание.
  • Собрание-практикум.
  • Итоговое собрание.

Практикую проведение собраний членами родительского комитета. Перед собранием родительский комитет намечает ряд вопросов, которые необходимо решить, готовят 2-3 выступления родителей, поручают подготовку основного доклада кому-то из родителей, более сведущему по данному вопросу. Родители охотнее вступают в разговор, откровеннее высказываются. Учитель подводит итог собрания.

На родительских собраниях провожу родительский всеобуч.

Говорим о возрастных особенностях младших школьников; о половом воспитании; об авторитете родителей, истинном и ложном; о том, как помочь детям в подготовке домашних заданий; об отношении к деньгам и о многом другом.

Родительские собрания провожу в разных формах:

психологические тренинги,

организационно-деловые игры,

праздники,

круглые столы,

анкетирование.

Интересна форма проведения родительского собрания в виде игры «Что? Где? Когда?». В роли знатоков выступают члены родительского комитета. Вопросы, касающиеся воспитания, задают родители, присутствующие на собрании.

На лекциях и практических занятиях родители приобретают педагогические знания, учатся правильно воспринимать своего ребенка и правильно реагировать на его поведение.

Еще поняла, как нужно беседовать с родителями. Когда  учитель сидит, а родитель стоит, он несерьезно относится к словам учителя. В доверительной и откровенной  беседе глаза говорящих должны быть на одном уровне.

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех родителей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

  • Ребёнок не хочет учиться.
  • Как развить плохую память ребёнка.
  • Единственный ребёнок в семье.
  • К чему может привести тревожность детей.
  • Талантливый ребёнок в семье.

Консультации для родителей провожу каждый четверг вечером.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  1. на первом собрании родители определяют интересующие их вопросы педагогики и психологии;
  2. учитель собирает и анализирует информацию;
  3. определяется список литературы по данному вопросу;
  4. изучение литературы родителями;
  5. изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:

  • Первый год ребёнка, каким он был.
  • Каким я вижу будущее своего ребёнка.
  • Друзья моего ребёнка.
  • Праздники нашей семьи.

При подготовке праздников в классе к их организации привлекаю родителей. Родители берут на себя роди ведущих и сказочных персонажей.Они являются и    организаторами   праздничного   стола. Это действительно праздники для детей: праздник Осени, Новый год, Пушкинский вечер и др.

Мои дети – заядлые путешественники. Походы в лес, Экскурсии по городу и окрестностям раскрывают характеры детей, помогают сплотить коллектив и детей, и родителей.

Традиционными стали Дни открытых дверей, когда учитель дает открытые уроки для родителей. На  открытых   уроках   родителям   представляется   возможность    убедиться,  что  игровая   деятельность   очень   помогает   в   учебе. Наблюдения  за  детьми  на   уроках   позволяют   родителям   понять, на что  следует   обратить   особое  внимание.  Уроки    строю  так, чтобы  родители   поняли,  чему   мы   научились   за   месяц,  за  четверть,  за   год.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны учителя, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет. У нас есть и свой сайт класса, с помощью которого родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с учителем, узнать новости, посмотреть отчеты о проведении мероприятий.

Все виды и формы работы с родителями помогают им лучше узнать своих детей, научиться анализировать свои действия и поступки по отношению к детям и, бесспорно, способствуют установлению деловых контактов между семьей и школой. А от этого зависит успех воспитания и обучения детей.

Советы, которые можно дать родителям и педагогам:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Источники:

http://74213nschool.edusite.ru/p77aa1.html

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1049-2012-02-05-15-50-49

  •  
  •  
  •  
  •  

 

  • D9.html
Категория: Внеклассная работа | Добавил: filirina
Просмотров: 648 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz